Поражения до старта

Мал золотник, да дорог: "Кок-Арт" - Сузаку…

С 26 июля по 11 августа в Париже пройдут XXXIII летние Олимпийские игры. В них примут участие более десяти тысяч спортсменов из 206 стран. Кыргызстан будет представлен 16 атлетами, но шансы подняться на олимпийский пьедестал почёта имеют только борцы. Почему в отечественном спорте сложилась такая странная ситуация? Попробуем разобраться.

Итак, право защищать честь нашей страны на Олимпиаде во Франции завоевал борец греко-римского стиля Жоломан Шаршенбеков (весовая категория 60 килограммов). Он двукратный чемпион мира, трёхкратный чемпион Азии, победитель многих других престижных международных состязаний. Правда, на прошедшей четыре года назад Олимпиаде в Токио Жоломан выступил не очень удачно, зато сейчас он первый в мировом рейтинге борцов греко-римского стиля в своей весовой категории.

В весовой категории до 77 килограммов будет выступать чемпион мира по этому виду спорта, серебряный призёр Игр в Японии Акжол Махмудов. Этот баатыр рвётся в бой как никогда. Дело в том, что четыре года назад в Токио он выступал блестяще, но уступил немного по очкам в финале сопернику из Венгрии. Серебряная награда для такого честолюбивого (в лучшем смысле этого слова) спортсмена была равнозначна поражению. На Играх в Париже Акжол Махмудов будет выполнять обязанности капитана всей нашей олимпийской сборной. Он и сам будет рваться к победе, и других сумеет настроить на успех.

Послужной список ещё одного нашего греко-римлянина на международной арене – Узура Джузупбекова (97) – пока не очень впечатляющий. Но у этого одарённого борца впереди, без сомнения, большие перспективы.

Амантур Исмаилов (67), будем так говорить, – недавнее открытие специалистов греко-римской борьбы Кыргызстана. Да и в число олимпийцев он попал одним из последних. Но главный тренер нашей сборной Азат Эркимбаев редко ошибается в выборе кандидатов для выступлений на самых ответственных международных соревнованиях.

Так что в Париже выступят четверо кыргызстанских греко-римлян. Именно они наши главные надежды на завоевание олимпийских медалей.
Дружина борцов вольного стиля состоит из трёх борцов. Мы крепко рассчитываем на успех Эрназара Акматалиева (57). Это уникальный спортсмен. Он обладает яркой, эффективной техникой ведения поединков. Броскам Акматалиева рукоплескали болельщики многих стран мира. Да и характер у парня – что надо. Взрывной, неуступчивый. Именно такие атлеты становятся победителями олимпиад.

В Париже выступит также наш тяжеловес Айаал Лазарев (120). Он многоопытнй спортсмен, весьма техничный. Только вот Фортуна на самых престижных международных соревнованиях к нему редко поворачивается лицом.

Надеемся на успешное выступление ещё одного нашего вольника – Бекзата Алмаз уулу (57).Он молод, но весьма перспективен, а главное, жаден до побед.

Нет таких соревнований, на которых не побеждала бы наша всеобщая любимица – Айсулуу Тыныбекова (62). Но вот золотой олимпийской медали в её копилке пока нет. Айсулуу – участница трёх Игр, и лишь в Токио-2020 она смогла завоевать серебряную награду. Дальше ничего говорить не будем. Айсулуу сама прекрасно понимает, что надо делать.

На всех парах мчится к олимпийскому успеху Мээрим Жуманазарова (68). В активе этой миловидной девчонки – бронза токийской олимпиады, золото чемпионата мира, первенств Азии и многих других крупных состязаний. До Олимпа ей также нужно сделать всего лишь один шаг.

Ещё одна участница женской сборной по вольной борьбе – Айпери Медет кызы (76) – лишь два-три года назад громко заявила о себе на международной арене. Но на чемпионатах мира она всегда выступает выше всяческих похвал. Однозначно, и в Париже Айпери не подведёт своих поклонников.

Уверенно себя чувствует на международных состязаниях и кыргызстанский дзюдоист Эрлан Шеров (90). Год назад он стал победителем Азиатских игр, а затем завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира. Давно наши мастера татами не достигали таких успехов. Без сомнения, и в Париже Эрлан станет крепким орешком для всех без исключения соперников. А может, сумеет подняться и на пьедестал почёта.

Получил так называемую континентальную квоту ещё один кыргызстанский дзюдоист – Кубанычбек Айбек уулу (66). Этот пропуск на Олимпиаду выдаётся представителям развивающихся в спортивном отношении стран. Но Кубанычбек, уверены специалисты дзюдо Кыргызстана, не подведёт команду болельщиков.

В Играх в Токио кыргызстанские боксёры не участвовали. И это было очень досадно. Ведь школа бокса в нашей стране всегда считалась сильной. Достаточно вспомнить Орзубека Назарова, Айбека Абдымумонува, Дмитрия Бивола и многих других блистательных мастеров ринга. Очень хочется, чтобы кыргызстанский боксёр Мунарбек Айбек уулу (57) доказал это ещё раз на Играх в Париже.

Легкоатлетка Сардана Трофимова попала на Олимпиаду благодаря той самой континентальной квоте. Она представительница Якутии, пятикратная победительница чемпионатов России по марафону, успешно выступала на многих других международных соревнованиях. Только вот до получения полноценной олимпийской лицензии в марафонском беге ей не хватило 42 секунд. Больше ничего комментировать не будем. Просто пожелаем Сардане успеха.

Много лет мы болеем за нашего именитого пловца Дениса Петрашова. Он уже более десяти лет  выступает на международных соревнованиях, но значимых успехов за ним, к сожалению, не числится. К примеру, на недавнем чемпионате мира на дистанции 200 метров брассом Денис занял десятое место. Отличный результат, но до пьедестала почёта кыргызстанскому ихтиандру ещё плыть да плыть. Олимпийскую лицензию (точнее, квоту) получила также 19-летняя Елизавета Печерских.

Вот они, наши 16 олимпийских надежд.

Теперь самое время вспомнить выступления кыргызстанцев на предыдущих Олимпиадах. Впервые сборная КР выступила как суверенная спортивная единица на Играх 1996 года в Атланте (США). Тогда в составе нашей дружины числилось 33 атлета. Причём все спортсмены были воспитаны в советское время, когда не было проблем ни с финансами, ни с тренерами. Но, увы, чуда не случилось. Домой кыргызстанцы привезли одни “баранки”.

В 2000 году казахстанский дзюдоист Айдын Смагулов, выступавший под флагом Кыргызстана, добыл бронзу для нашей дружины. Больше его кыргызстанские любители спорта не видели и ничего о нём не слышали. Айдын, конечно же, уехал к себе на родину и занялся тренерской работой.

На Олимпиаде в Афинах-2004 сборная КР не сумела завоевать ни одной награды, хотя в её рядах насчитывалось 24 спортсмена. Правда, несколько спортсменов вошли в пятёрку сильнейших в турнирах по своим дисциплинам. Но, согласитесь, эти достижения трудно
назвать выдающимися.

Зато на Олимпийских играх-2008 в Пекине весь мир понял, что Кыргызстан – это в первую очередь страна борцов, прежде всего греко-римского стиля. Канат Бегалиев в Поднебесной завоевал серебряную награду, а Руслан Тюменбаев – бронзовую. Это был для всех нас феерический успех. Мы по праву считали (и считаем!) Каната и Руслана национальными героями. После Олимпиады парни встречались со своими поклонниками во всех регионах республики, им подарили крутые внедорожники. На Олимпиаду в Пекине сумели попасть уже 20 кыргызстанских атлетов.

И здесь необходимо сделать одно очень приятное для всех нас отступление. На Играх в Китае наш борец вольного стиля, уроженец Бурятии Базар Базаргуруев остался без медали. Но, оказывается, парень, который победил Базаргуруева в поединке за бронзу, принимал запрещённый стимулятор. Только через девять лет могущественный Международный олимпийский комитет, вернее, его подразделение – Всемирное антидопинговое агентство – установило этот факт. Хитрющий соперник был лишён медали, а награда нашла настоящего героя – Базара Базаргуруева.

Олимпиада в Лондоне стала для Кыргызстана очень неудачной. Нашей сборной не удалось завоевать ни одной медали. На Туманный Альбион отправилась, кстати, самая малочисленная наша команда. В её составе было всего 14 человек. Ох, тогда и началось “рубилово” между Национальным олимпийским комитетом Кыргызстана и Госагентством по спорту. Каждая из этих организаций старалась доказать, что она делает всё возможное для развития спорта в Кыргызстане, а вот их коллеги, увы, нет. Впрочем, бесплодная дискуссия быстро сошла на нет.

На Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро отечественная дружина тоже осталась без медалей. Более того, Спортивный арбитражный суд лишил штангиста Иззата Артыкова бронзовой медали из-за обнаружения в его крови запрещённого вещества – стрихнина. Любители спорта уже особо и не выражали своего возмущения. Все мы, похоже, смирились с мыслью, что нам до медалей как до Луны.

Но Олимпиада-2020 в Токио вновь вселила в сердца болельщиков надежду на скорые перемены в лучшую сторону. Акжол Махмудов и Айсулуу Тыныбекова завоевали серебряные награды, а Мээрим Жуманазарова – бронзовую. Успех? Конечно, да ещё какой!

А теперь давайте перестанем хотя бы на минуту восхищаться заслуженными успехами наших борцов и зададимся вопросом: а почему представители других дисциплин Кыргызстана ни разу не поднимались на пьедестал почёта. К примеру, не будет на Олимпиаде в Париже штангистов, таэквондистов (WT), пятиборцев, фехтовальщиков, стрелков, конников. А ведь когда-то представители этих дисциплин достойно выступали на международной арене.

Да, бразильцы были и останутся королями футбола. Представители африканских государств недосягаемы в беге, нет равных спортсменам Азии в настольном теннисе, россияне сильны в тяжёлой атлетике, боксе. Этот список можно продолжить. Но зачем? Каждая страна стремится развивать как можно больше дисциплин. Это, если хотите, требование сегодняшнего дня.

В Кыргызстане с 1991 года звучат призывы: “Хватит помогать одной борьбе, пора браться и за другие дисциплины”. Но эти возгласы к практическому результату не приводят.

Да, борьба у кыргызов в крови, поединками на спортивных коврах баловались великие Манас, Кожомкул, другие богатыри. А против традиций, как известно, не пойдёшь. Кроме того, в лихие 90-е годы руководители клубов, секций по греко-римской борьбе сумели сохранить тренерские кадры. Успехи Каната Бегалиева и Руслана Тюменбаева привели в секции по греко-римской борьбе тысячи мальчишек.

Развитие других дисциплин в стране, к сожалению, происходит через пень-колоду. Разрушение кыргызстанского спорта начало происходить ещё в 90-х годах. Количество ДЮСШ в республике уменьшилось чуть ли не в десять раз, число воспитанников в них также изрядно сократилось.

Опытные наставники ушли в мир иной, уехали за границу, а некоторые торгуют, извините, шмутками на вещевых рынках. Стадионы, спорткомплексы давно обветшали. К тому же, городские детки стали увлекаться компьютерными играми, их сельские ровесники стараются помогать родителям в добыче хлеба насущного. Припеваючи живут только секции по жёстким восточным единоборствам. Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо сильным, способным защитить себя от хулиганов и бандитов. Поэтому сэнсэи (тренеры) не особо горят желанием взращивать олимпийские таланты. Научился мальчишка или даже девочка нескольким ударным или защитным приёмам – слава Богу. Да и наставники по другим дисциплинам уже давно увлекаются работой в платных группах. В них речи о воспитании талантливых спортсменов также не идёт. У тренеров другая забота: собрать как можно больше денег со своих воспитанников для себя любимых. А победы на международных соревнованиях для таких “специалистов” – дело десятое.

И ещё один маленький секрет. Тренеры по многим видам спорта часто обвиняют спортивные власти страны в поддержке только борцов. А их, несчастных, дескать, почему-то финансируют по остаточному принципу. Но чиновники вправе выделять в первую очередь средства тем федерациям, в которых спортсмены регулярно завоёвывают медали на престижных соревнованиях. А остальные должны показывать высокие результаты, а не бросать на ветер государственные средства. Что же, чиновников тоже можно понять. Они стоят на страже народной казны. Такая вот получатся в итоге замкнутая цепочка в отечественном спорте.

Нынешние власти, похоже, отчётливо осознали, в какую яму угодила кыргызстанская индустрия рекордов. Поэтому повсеместно строятся спорткомплексы, стадионы. На оздоровительную отрасль в 2023 году, к примеру, была выделена рекордная сумма – 1,4 миллиардов сомов, а ещё пять-шесть лет назад из госказны выделялось не более 700 миллионов. Но нужно в первую очередь думать о развитии детского спорта, стимулировании работу наставников. Простите за банальность, но без массовости не воспитать атлета высокого международного уровня.

Почему-то только два года назад в физкультурной академии открылось отделение “спортивный менеджмент”. Без специалистов, умеющих добывать деньги, сегодня не выживет ни одна команда, ни один клуб. К этому делу властям нужно подойти очень серьёзно. Бюджет страны однозначно не потянет весь спорт. Может, имеет смысл предоставить серьёзные льготы спортивным федерациям и клубам?

Так что, нужна комплексная работа многих министерств и ведомств по развитию кыргызстанского спорта. Только общими усилиями мы вытащим “из болота нашего бегемота”.

 

Вячеслав АНИКИН.