Айтматовский мост духовности

Кыргызстан за активное сотрудничество с Германией

Этот год подарил нам замечательную юбилейную дату – 95-летие со дня рождения выдающегося мастера словесности и великого мыслителя Чингиза Айтматова. Мудрый гражданин, активный государственный и общественный деятель, человек огромного дарования, мировой мастер слова, он при жизни исполнял высокую миссию – строить прочный духовный мост между Кыргызстаном и планетой. Этот недюжинный человек с его неисчерпаемым духовным потенциалом и постоянным творческим поиском передал многие свои открытия нам, читателям, обществу и остальному миру. В Национальной академии наук КР по инициативе и под началом Абдылдажана Акматалиева, директора Института языка и литературы имени Ч. Айтматова, состоялся вечер памяти Чингиза Торекуловича.

 

 

В вечернем плодотворном диалоге приняли участие деятели литературы и культуры, учёные, студенты и преподаватели вузов, журналисты и читатели. В рамках мероприятия состоялась презентация новой книги академика НАН А. Акматалиева “Неопубликованные произведения Чингиза Айтматова: в чём причина?” В ней автор рассказывает о неопубликованных произведениях и рукописях прекрасного мастера слова, которые ещё не получили должного широкого распространения среди массовой читательской аудитории.

 

Директор академического Института языка и литературы на основе литературоведческой платформы и большого знания предмета полемически размышляет о рукописных айтматовских произведениях, не дошедших до читателя, а по сути не изданных книгах “Флейта и земля”, “Смерч”, “Свидание с убитым сыном”.

 

Тон заинтересованному диалогу об айтматовских произведениях задал сам А. Акматалиев. Он рассказал об авторской мысли писателя, воплощённой в обсуждаемых на вечере произведениях. Познать пройденный исторический путь человечества, не уничтожить мечты о будущем, понять своё предназначение в жизни, не присваивать чужой труд, не делать живое мёртвым, беречь человека, а в целом, борьба против манкуртизма – вот основная идея киноповести “Смерч”, написанной Ч. Айтматовым совместно с Бакы Садыковым (журнал “Памир”, 1986 год, №4). Авторская мысль берёт в ней своё начало от легенд из повести “Белый пароход” и романа “И дольше века длится день”.

 

Финал кинодрамы, как и финал “Белого парохода”, “Ранних журавлей”, “Плахи”, так же трагичен. Да, в романах и повестях Ч. Айтматова, собственно, и нет сюжетов безмятежной, счастливой жизни. И это закономерно, поскольку через трагедию писатель как бы очищает внутренний мир человека, показывая все грани его жизни. Величие человеческого духа писатель видит в сложной и трудной борьбе за жизнь, непокорённости судьбе, стремлении к труду, видит его в чистоте помыслов, высокой человечности и ответственности за будущее на Земле. И в том, что за это всё человек может отдать жизнь.

 

Говоря о повести “Флейта и земля”, не опубликованной в своё время, академик А. Акматалиев заметил, что в ней встречается немало ситуаций и мотивов, которые напоминают нам отдельные эпизоды последующих произведений писателя. Взаимоотношения одного из героев, Байымбета, с дочерью, зятем и внуком, особенно то, что его взгляды и принципы в корне противоположны кредо его зятя, напоминают нам отношения между старым Момуном и Орозкулом в “Белом пароходе”. А сон Байымбета, где он видел себя скакуном, его мысли о хоре школьников напоминают нам эпизоды из повести “Прощай, Гульсары!” Ну а плач Огулан, то, как она едет на верблюде к своему сыну, в известной мере отголоски истории матери Найман. По этой причине не будет преувеличением сказать, что в повести “Флейта и земля” если не утвердились, то, по крайней мере, наметились идейные, творческие планы писателя на будущее.

 

Пусть не в то время, замечает академик, пусть лишь после смерти писателя, но, слава Богу, у нас имеется возможность прочитать эту его рукопись. И, прочитав, лишний раз убедиться в том, что Ч. Айтматов был человеком, который всегда находился в творческом поиске, умел предъявлять к себе жёсткие, высокие требования, придавал значение не количеству, но качеству произведений. В повести “Флейта и земля” явственно просматриваются значительные вопросы и проблемы сегодняшнего времени. Ведь само величие айтматовского творчества заключается в том, что его невозможно ограничить во времени! Когда рукопись наконец дойдёт до читателя, мы станем свидетелями того, как для него прозвучит заветная мысль писателя, которая всегда жила у него в сердце: “Как человеку человеком быть?!”

 

Будет справедливым, акцентировал А. Акматалиев, обращаясь к участникам вечера памяти мастера слова, если в дальнейшем мы станем рассматривать повесть “Флейта и земля” и другие не дошедшие до массового читателя произведения: “Умер или был убит?”, “Золото и снег”, “Цены Бога”, “Смерть у Стены плача” – наряду с его известными литературными достижениями.

 

Писательская особенность Чингиза Айтматова, подчеркнул академик, заключается в том, что он не делает авторского заключения, оставляет на суд читателя, потому что сам этот вопрос сложный, конфликтный, жёсткий. Если события произведения заставляют серьёзно задуматься, то это – художественное достижение писателя. И с ним обязан близко познакомиться весь огромный современный читательский мир.

 

Литературная лаборатория Ч. Айтматова неиссякаема, и её необходимо изучать повседневно. А неизданные и ещё мало изученные произведения великого словесника являются пока неогранённым чарующим алмазом, тем более что у рукописей Ч. Айтматова есть видимые параллели с уже опубликованными, признанными читательской аудиторией, книгами писателя.

 

Предметный и профессиональный разговор о неизданных произведениях выдающегося кудесника слова на вечере продолжили председатель Ассамблеи народа Кыргызстана А. Матубраимов, доктор филологических наук, академик НАН О. Ибраимов, проректор КНУ имени Ж. Баласагына С. Тиллебаев, доктор исторических наук, член-корреспондент НАН С. Кайыпов, доцент кафедры востоковедения ЕНУ имени Н. Гумилёва (Астана) А. Алибеуин, сотрудники Института языка и литературы НАН КР – доктор филологических наук А. Кадырманбетова и кандидат филологических наук А. Исаева. В заключение вечера директор Института языка и литературы академик А. Акматалиев вручил премии имени Ч. Айтматова за активный творческий вклад в пропаганду вдающегося наследия писателя скульптору Тамиле Маматовой (Кыргызстан) и актёру Казахского республиканского театра драмы (г. Тараз), заслуженному артисту Казахстана Жунусу Алимбекову.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *