Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

Кочевую культуру трудно представить без наскального искусства. Петроглифы – рисунки на камнях, как листы каменной книги, позволяют нам открыть и прочитать её. Древние люди не только выживали в суровых условиях, но и оставляли потомкам целые картины на скалах и стенах пещер – петроглифы.

Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

Это изображения, которые выбивали или рисовали краской на камнях. По мнению учёных, петроглифами считают рисунки, созданные с древних времён (примерно 20-40 тысяч лет назад) и до Средневековья. Сам термин происходит от двух греческих слов: “камень” и “резьба”. Есть и русское название – “писаница” от слова “писать” (рисовать). Археологи до сих пор спорят о назначении петроглифов. Как говорят исследователи, такие изображения могли наносить по нескольким причинам: в честь каких-то значимых событий, для определённых ритуалов (например, чтобы привлечь удачу к охоте), в качестве предостережения потомкам.

Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

Для нанесения рисунков чаще всего использовали природные красители: различные минералы (глина, киноварь, гематит, охра) и древесный уголь. Использовали также соки растений, а иногда добавляли в краски (возможно, для улучшения стойкости) жир животных и кровь. Самым популярным цветом был красный и все его оттенки. Краски наносились преимущественно пальцами или примитивными инструментами: тростником, импровизированными кистями – костями с шариком шерсти на конце или расщеплёнными палочками. Считалось, что большинство рисунков выполнены мужчинами, но учёные эту версию опровергли. Согласно результатам исследований, в создании петроглифов участвовали также женщины и подростки.

Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

А для хранения красок использовали футляры из полых костей. Внутрь засыпали или заливали краситель, а потом запечатывали при помощи расплавленного жира. А при нужде “пробку” снимали и продолжали рисовать. Некоторые “картины” выбивали или выскабливали на камнях, используя специальные резцы из костей животных. Наскальную живопись можно встретить во многих странах: в России (Карелия, Сибирь, Хакассия, Горный Алтай, Урал, Якутия), Норвегии, Италии.

Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

В Кыргызстане петроглифы встречаются во многих местах: Саймалуу-Таше, Токтогуле, Чолпон-Ате, Ноокате, Араване и Алае. Самое известное и крупнейшее их собрание, выбитое на базальтовых скалах в Центральной Азии, находится в урочище Саймалуу-Таш в Джалал-Абадской области. Их здесь около 90 тысяч, и они разные и по дате изготовления, и по стилю рисунка. Петроглифы расположены тут на высоте трёх тысяч метров над уровнем моря. Другие наскальные рисунки расположены в каменном саду – одной из достопримечательностей Чолпон-Аты. Тут, в музее под открытым небом, на площади в 42 га – более тысячи камней, покрытых наскальными рисунками: дикие и домашние животные, сцены охоты древних людей и прочие сюжеты их жизни. На центральном камне – охота за снежными барсами, не имеющая аналогов. Пещерные петроглифы есть на берегу Иссык-Куля в пещере Ак-Чункур неподалёку от кыргызско-китайской границы на Сары-Джазском хребте. Рисовали их, видимо, пальцами, с применением красной охры. В ущелье Барскоон также есть фигуры козлов, датируемые концом первого тысячелетия до нашей эры. Они находятся на берегу реки Барскоон в трёх километрах от Иссык-Куля.

Охотники за петроглифами: из Италии в Кыргызстан

Петроглифы Сон-Куля – древние наскальные рисунки, выбитые на камнях. В основном это изображения охотников и животных, относящиеся к III-VI векам нашей эры. В Ошской области в Кара-Кульдже есть около 800 камней, расположенных на высоте около 3 тысяч метров над уровнем моря, их обнаружили в 2005 году. Эти изображения отличаются разнообразием репертуара и техникой исполнения. Они относятся к разным историческим периодам, но в силу удалённости от цивилизации и труднодоступности, смогли хорошо сохраниться. Не так давно (в 2016 году) обнаружены петроглифы близ Баткена, в 19 км к северо-западу от города. Здесь изображены горные козлы и бараны, дикие животные, солнце и отображено какое-то ритуальное событие. Эти петроглифы учёные относят к разным историческим периодам.

Скопление каменных рисунков, найденное близ горы Кара-Эгиз, получило одноимённое название. Сотрудники Баткенского госуниверситета и историко-культурного музейного комплекса “Айгуль Тоо” ведут активную и масштабную работу по сохранению баткенских петроглифов.

Петроглифы Кыргызстана всегда привлекали внимание международных исследователей наскальной живописи. Недавно завершился почти двухдневный визит в нашу страну специалистов по наскальному изображению из Италии, который состоялся в формате соглашения между нашей Республиканской инспекцией по охране памятников истории и культуры и Центром исследований археологии и пещерного искусства Италии. Гости ознакомились с собраниями наскальных изображений и обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества с итальянской стороной. Они посетили музей петроглифов в Саймалуу-Таше в Тогуз-Тороусском районе Джалал-Абадской области и парк наскальных росписей в Иссык-Кульской области. Этот визит стал ответным шагом на поездку наших археологов в Италию в минувшем году, где изучался передовой опыт зарубежных коллег. Кстати, в Италии находятся знаменитые на весь мир петроглифы Валь Камоника в альпийской долине в провинции Брешио итальянской области Ломбардия.

Они стали первым памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии в 1972 году и считаются крупнейшим скоплением петроглифов на территории Европы – около 300 тысяч рисунков. Большая их часть сделана в эпоху железного века в первое тысячелетие до нашей эры. Первое свидетельство о петроглифах Валь Камоники относится к 1909 году. Официально ЮНЕСКО признало поначалу ценность более 140 тысяч фигурок и символов, однако находки, сделанные в Валь Камонике, увеличили количество древних насечек до 300 тысяч. Петроглифы встречаются тут по всей долине, но самое большое их количество сконцентрировано в окрестностях Дарфо Боарио Терме, Капо дель Понте, Падро, Чимберго и Паспадро.

Поэтому обе поездки археологов и историков двух государств стали важной вехой в укреплении двусторонних отношений между нашими странами и способствуют плодотворному и успешному развитию дальнейших научных контактов и взаимному обмену интересным исследовательским опытом.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото пресс-службы Министерства культуры,

информации, спорта и молодёжной политики.