ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Нечем дышать. «Караул» пора кричать


По улицам — в противогазах?

 

«Смог в Бишкеке: будет ли город готов к зиме» — под таким названием в столице прошёл круглый стол с участием представителей различных министерств и ведомств республики, а также общественных активистов. Специально на эту встречу приехали специалисты-экологи из Челябинска.

 

Об экологической ситуации в столице, да и во всей республике, у нас не высказывался только ленивый. Проходят различные форумы, сотрудники НПО без устали призывают власти сделать хоть что-нибудь для решения этого вопроса, но воз, как говорится, и ныне там.

 

Более того, на прошлой неделе в официальных источниках появилась информация о том, что зимой в Бишкеке уровень загрязнения воздуха в десятки раз превышал допустимую норму. Лишь 10-11 января, когда шёл снег, атмосфера в столице была чистой, а вот 20, 22, 23 января людям с повышенным давлением, заболеваниями лёгких и сердца, аллергикам вообще нельзя было выходить из дома. Но разве власти сообщили об этой опасности? Вот так чиновники заботятся о нашем с вами здоровье.

 

Представители гражданского сектора, природоохранных государственных структур годами ломают копья над вопросом, кто же главный виновник экологической катастрофы. Некоторые называют бишкекскую ТЭЦ, другие — мусорный полигон и жителей новостроек, отапливающих свои жилища в лучшем случае некачественным углём, а в худшем — пластиковой посудой и отходами текстильного производства. Их коллеги гневно указывают на огромное количество автомобилей, некачественный бензин, запрет на проведение технического осмотра транспорта. Ну и, наконец, четвёртые во всём винят городские власти, разрешающие хаотичную застройку столицы.

 

В этом споре правы все. Да, ТЭЦ приносит огромный вред нашему здоровью. Но дело в том, что у чиновников почему-то катастрофически не хватает средств для приведения этого объекта в экологический порядок. Бишкекчане помнят нашумевшую историю с реконструкцией столичной тепло-электроцентрали. Так вот, реконструкцией этот процесс назвать нельзя, потому как было обновлено лишь 30 процентов оборудования, что не решило кардинальных проблем жизненно важного для горожан предприятия.

 

Кто завозит в Бишкек «бэушные» авто, понятно: коммерсанты, которых «крышуют» сильные мира сего. Да, многие наши мужики, да и женщины любят быструю езду. Поэтому бизнесмены и завозят в страну различный автохлам. Но от таких, с позволения сказать, автомобилей больше вреда, чем пользы. В соседних странах, к примеру, уже давно запретили ввоз машин, произведённых ранее 2013 года. К слову, в Казахстане ещё 20 лет назад запретили импорт праворульных «японцев». А у нас, оказывается, всё можно.

 

Кстати, почему власть предержащие разрешают ввоз в страну бензина с низким октановым числом? Похоже, ответа и на этот вопрос мы никогда не дождёмся.

 

Даже воспитанники детских садов, наверно, осведомлены о том, что плохие дяди из мэрии дают разрешение на возведение высоток в тех местах, где их строительство в принципе не может вестись.

 

Но «вишенкой на торте» стала история с Бишкекским мусорным полигоном, или, как говорят в народе, городской свалкой. Все городничие (а они у нас меняются почти каждый год) обещали людям в скором времени построить мусороперерабатывающий завод. Было сказано, да было бы сделано. Очередного мэра через 12-15 месяцев, как правило, сдувало с его прекрасной должности, а свалка продолжала расти и «благоухать» на всю округу.

 

Однако ещё в 2011 году ЕБРР выделил Бишкеку 55 миллионов евро на строительство мусороперерабатывающего завода. Куда же пропали деньги? Остаётся только догадываться.

 

Что-то сделано, но мало

 

Нельзя утверждать, что власти не обращают внимания на экологическую обстановку в стране, и, в частности, в Бишкеке. Меры принимаются, но они пока не приносят желаемого результата. К примеру, при Министерстве природы и охраны окружающей среды созданы департаменты, которые регулярно мониторят экологическую ситуацию в республике. Задача поставлена перед сотрудниками этих структур серьёзная: ведь прежде чем решать проблему, нужно ее сначала досконально изучить.

 

Только и здесь у нас всё делается через пень-колоду. Оборудование в департаменте может проводить далеко не полные исследования состояния атмосферы. Универсальные датчики, другие, всевозможные качественные измерительные приборы слишком дороги. Бюджету министерства они не по карману. А правительство, похоже, не слишком озабочено вопросом обеспечения своих экологов всем необходимым.

 

Есть полный комплект измерительного оборудования на кафедре естественно-технического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета. Вернее, при вузе действует два комплекта оборудования (правительство РФ помогло с его приобретением). Одно стационарное, которое работает на пересечении улицы Алма-Атинской и проспекта Чуй. Другое — «на колёсах», его можно установить в любой точке города.

 

Студенты университета вместе с лаборантами регулярно выезжают в места задымления улиц, составляют отчёты о проделанной работе, только вот никому из чиновников их труд не нужен. Декан естественно-технического университета КРСУ Герман Лоцев готов хоть сегодня начать сотрудничать с природоохранными ведомствами Бишкека, но пока контакты между ними не установлены. Даже трудно сказать, почему.

 

Представители мэрии, участвовавшие в круглом столе, заявили, что ежегодно в столице высаживается более 10 тысяч молодых деревьев, в основном хвойных пород. Городские власти также заявили о своём твёрдом намерении перевести все частные бани и сауны на газовое отопление. Из слов чиновников стало понятно, что с владельцами помывочных предприятий никто особо церемониться не будет.

 

Мэрия также намерена открыть в центре столицы несколько чисто пешеходных улиц, запретить в других местах центра парковки и, наконец, разобраться со строительным беспределом. Ну, а о приобретении более тысячи автобусов, работающих на газомоторном топливе, чиновники уже все уши прожужжали горожанам.

 

Но это не главные направления в экологической деятельности столичных чиновников. Есть и другие, более важные. Сотрудники столичных структур уже начали работу с «Газпромом» по обеспечению жителей новостроек голубым топливом. В этом году хотят провести газ в пять жилмассивов, а потом и во все оставшиеся 20. А вот мэр Бишкека Эмилбек Абдыкадыров недавно заявил о том, что собирается отказаться от низкокачественного угля из Кара-Кече и закупать высококалорийный из Казахстана.

 

Кстати, о ТЭЦ. Градоначальник серьёзно задумывается о полной реконструкции теплоэлектромагистрали. Но для решения этой задачи необходимо изыскать 19 миллиардов сомов. Примерно такую же сумму составляет весь бюджет города. Конечно, мечтать никому не вредно, даже мэру. Но сначала, наверно, нужно подумать о финансировании намечающегося проекта.

 

И теперь самое главное. В Жогорку Кенеше кипит работа над составлением нового проекта закона «Об экологической безопасности». Депутаты, члены правительства уже вовсю распиарили его. Наверно, это будет «бомба» в законодательном творчестве народных избранников. Будем надеяться на это.

 

А как у них?

 

Город Челябинск тамошние жители долгие годы по праву считали столицей экологического бедствия. Даже юмористы из Comedy club постоянно ёрничали по этому поводу. Сейчас Челябинск в экологическом плане преображается. Вот что сказал собравшимся присутствовавший на круглом столе в Бишкеке исполнительный директор Челябинской региональной экологической общественной организации по контролю за чистотой воздуха «АнтиСмог» Евгений Маленкин.

 

 

— Челябинск — крупнейший в мире промышленный центр. В нём есть заводы, многие из которых по своей территории больше, чем некоторые города. И на каждом предприятии установлены трубы, через которые в атмосферу вылетают отравляющие её вещества, причём в огромных объёмах. Всего в Челябинске насчитывалось более четырёх тысяч источников загрязнения воздуха. Мы, экологи, постоянно выносили предупреждения хозяевам предприятий, но они не имели права остановить производство, да что остановить — даже немного сократить выпуск своей продукции не имели права. Правительство России за это их по головкам точно бы нет погладило.

 

И тогда мы решили действовать вместе: правительство, промышленники и мы, экологи.

 

Первым делом челябинцы занялись культивацией своего мусорного полигона. Он существовал на окраине города с 1947 года. Его территория составляла почти 70 гектаров, а высота — 42 метра. Два года назад губернатор, руководители города с помощью федерального центра изыскали средства на рекультивацию свалки. Сейчас на её месте разбиты зелёные газоны, а рядом возведён мусороперерабатывающий завод.

 

Руководство области предоставило нам большие полномочия и права. Не так давно мы оштрафовали крупное промышленное предприятие на 246 (!) миллионов рублей. В Челябинске благодаря нашей настойчивости 90 процентов общественного городского транспорта работает на газе, теперь мы планируем перевод и легковых автомобилей на газ.

 

Без ложной скромности хочу также сообщить, что благодаря общественным организациям в школах всей Челябинской области с первого класса преподаются такие предметы, как экология и экознайка. По моим наблюдениям, школьники уже сами учат родителей правильно сортировать мусор, вовремя выносить его.

 

Но не все вопросы удаётся пока решить. Пока далеко не все заводы и фабрики в состоянии сделать своё производство экологически чистым, но работа в этом плане идёт, причём довольно высокими темпами.
Мы готовы поделиться своими наработками с кыргызскими друзьями. У нас есть опыт, знания по экологической безопасности, мы научились работать с чиновниками всех рангов. Давайте составим совместную программу действий.

 

Присутствовавший на круглом столе предприниматель из Перми Юрий Подвинцев предложил кыргызстанским экологам поработать с нашими промышленниками над внедрением в рабочие цеха мощных очистителей воздуха, которые, кстати, и атмосферу не портят. Наши чиновники внимательно выслушали гостя из Перми, задавали ему дополнительные вопросы, но конкретных разговоров о приобретении чудо-техники почему-то не вели. Скорее всего, потому что у наших борцов за улучшение атмосферы нет полномочий вести подобные беседы.

 

Сможем, если захотим?

 

По большому счёту, экология относится не к экономической проблеме и даже не к общественной, а скорее, к нравственной. Некоторые жители Бишкека выбрасывают пакеты с мусором с балконов на землю или ленятся донести их до контейнеров с бытовыми отходами и оставляют во дворах. Неприятно говорить об этом, но, согласитесь, проблемы с бюджетом здесь ни при чём.

 

Еще один пример. Три года назад мэрия призвала горожан пищевые отходы оставлять в специально отведённых для этого баках, а бытовой мусор — в других, рядом стоящих. Благие намерения столичных чиновников лопнули, как мыльный пузырь. Горожане вообще не поняли, для чего контейнеры покрашены в разные цвета. В лучшем случае они отпускали едкие шуточки по этому поводу, а в худшем просто не замечали нововведения.

 

В Ташкенте поступили мудрее. Там возле контейнеров дежурит приёмщик различного сырья. Он покупает нужные бытовые отходы у населения, а потом сдаёт их на перерабатывающие предприятия. Проект этот успешно работает уже пару десятилетий. А мы, как всегда, что-то не додумали, что-то не смогли. А если бы сильно захотели, проявили принципиальность, то и у нас эта идея обязательно бы реализовалась. Но у равнодушных людей, озабоченных только своими личными вопросами, мало что получается.

 

На круглом столе активисты зелёного движения в городе подтвердили слова чиновников, что в городе каждую весну высаживается по несколько тысяч молодых деревьев, только потом эти «крошки» часто засыхают от нехватки живительной влаги, а городские коммунальные службы обычно не заморачиваются по поводу ремонта оросительной сети и прокладки новых арыков. Другими словами, посадка зелёных насаждений сделана лишь для отчёта вышестоящему начальству, а о судьбе молодых деревьев у них душа не болит. Есть такое выражение — «засуха сознания». Оно как нельзя лучше подходит к таким случаям.

 

Есть примеры более безнравственного отношения к городским проблемам. Наивно полагать, что сторонники отмены технического осмотра автомобилей и ввоза в страну низкокачественного бензина не ведают, что творят. Но они преследуют совсем другие интересы, не имеющие ничего общего с государственными.

 

Как сказал на круглом столе один из активистов, в износе оборудования на ТЭЦ виновны бывший президент страны и один из экс-премьер-министров. Эти два деятеля дали добро на приобретение из соседней страны некачественного угля по высоким ценам. От этого топлива и без того древнее оборудование на столичной теплоэлектромагистрали стало ещё быстрее выходить из строя.

 

Уже многие люди в стране знают о подготовке нового проекта закона «Об экологической безопасности». Но активисты экологического движения уверены, что он не заработает. Один из участников круглого стола вслух заявил о необходимости принятия не обычного, а КОНСТИТУЦИОННОГО закона. Лишь в таком случае, по словам активиста, чиновники заработают на совесть.

 

Но похоже, что и этот вариант не реализуется. Люди, заботящиеся только о своём кармане, вряд ли сделают что-нибудь полезное для государства. Поэтому остаётся только ждать и надеяться на введение в наших школах учебной дисциплины по экологии. И дети в итоге вырастут настоящими патриотами своей страны. Может быть, научатся беречь природу.

 

Вячеслав АНИКИН.

 

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 14:59, 28-03-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова