Кто здесь главный?

Кто здесь главный?

А знаете ли вы, что профессия режиссёра появилась относительно недавно? Лишь в конце XIX века. До этого спектакли ставили сами актёры или драматурги. Это сегодня режиссёр – Бог на сцене, отвечающий за репетиционный процесс, дисциплину актёров, постановку и даже за хозяйственные нужды. Он командир творческого полка, царь театральных подмостков и немного деспот, циник, узурпатор. Но без этого процесс преображения сценария в спектакль не будет столь фееричным. Стивен Кинг однажды сказал: “Покажите мне режиссёра, в котором нет ничего от Сталина, и я покажу вам плохого режиссёра”. В конце XIX века появились сподвижники театра – театральные постановщики, которые стали первопроходцами появления режиссёрского искусства как самостоятельного вида театральной деятельности.

 

27 марта у всех работников театра праздник, их Международный день. Он проходит по всему миру под девизом “Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами”. В связи с этим событием мы отправились в наш Русский драматический, чтобы поговорить с режиссёром-постановщиком Нелли Плешаковой. В этот день на сцене театра идёт благотворительный спектакль – комедия в двух действиях по мотивам А. Островского “Женитьба Бальзаминова”, режиссёр – как раз наша героиня. В зале за полчаса до начала все места уже заняты. Люди с нетерпением ждут, когда откроется занавес, лишь перешёптываясь между собой. А мы в это время “поймали” Нелли Плешакову в коридоре, и она поведала много интересного.

 

– Расскажите о постановке “Женитьба Бальзаминова”.

 

– Премьера состоялась в 2013 году, получается, спектаклю уже 10 лет. И в течение этого времени зритель ходит на него и любит эту комедию. Если честно, то я не была большим любителем Островского, но, когда училась в Институте искусств имени Б. Бейшеналиевой, а потом и в ГИТИСе, мне сказали, что Островский по мне плачет. И после этого я его безумно полюбила, стала чувствовать его стиль, манеру.

 

– Какие постановки из вашего репертуара идут сейчас в театре?

 

– Помимо “Женитьбы” идёт детская сказка “Белоснежка и семь гномов”, в замороженном состоянии сказка “Иван да Марья”, постановка по пьесе Робера Тома “Восемь”, ну и, конечно, трагифарс “Гроза”.

 

– Слышала, что со спектаклем “Гроза” вы собираетесь в Санкт-Петербург.

 

– Да, в апреле мы выезжаем в Питер на фестиваль по приглашению театра “Балтийский дом” (XXV Международный фестиваль русских театров “Встречи в России”. – Прим. авт.). Нам уже там сделали декорации. Отсюда мы везём только свои бассейны, около коих и происходит всё самое главное.

 

– Вы ставите прекрасные спектакли, на которые любит ходить зритель. Как вы стали режиссёром?

 

– Когда я была совсем маленькой, в театре работал величайший режиссёр Владислав Пази. Он у меня однажды спросил: “Кем ты хочешь быть?”

 

Я сказала: “Режиссёром”. Тогда он спросил: “Почему именно режиссёром?” Я ответила: “Не, ну а что? Хорошо, сидишь в зале, ничего не делаешь, орёшь на них, а они бегают по сцене”.

 

У нас в семье целая театральная династия. Моя мама – народная артистка Зинаида Петренко, теперь дочь моя актриса – Ядвига Плешакова. Вначале я выучилась на актрису, тогда это был институт искусств, теперь университет, мастерская талантливого Сергея Матвеева.

 

– Я помню его игру на сцене в спектакле “Калигула”. Мама привела меня маленькую в театр, а на малой сцене он играл главную роль.

 

– Да, помимо “Калигулы” у него было много прекрасных ролей, например “Блэз”. Я у него училась, затем пять лет отработала в нашем драмтеатре актрисой. Посмотрев на меня, сотрудники из Министерства культуры предложили поступить в ГИТИС на режиссёра. Я так и сделала. Меня учил Сергей Галамазов – художественный руководитель театра на Малой Бронной. Сейчас он работает в Риге.

 

– А ваша дочь играет в постановках, где вы режиссёр?

 

– Раньше да, она была задействована во всех моих работах. Сейчас мы объявили друг другу табу. Я сказала: “Чтобы не было предвзятости, ты больше не будешь со мной работать!” Она согласилась.

 

– Сколько лет вы в профессии режиссёра?

 

– Я поступила в 2007 году, а в 2010-м уже стала ставить спектакли. Получается, 13 лет.

 

– В моих представлениях по фильмам режиссёр – это деспотичный, вечно кричащий тиран и самый главный в театре. В вас это проявляется?

 

– Конечно, самая главная задумка всегда у режиссёра, но я считаю, что спектакль – это ансамбль вместе с артистами, звукорежиссёром, хореографом, художниками и другими работниками театра. Один режиссёр сам никогда так хорошо ничего не сделает. Я задумываю одно, а по результату получается совершенно другое. Мне помогает команда, которую набираю. Иногда они приносят мне настолько умопомрачительные идеи, что я думаю, как сама до этого не догадалась. Но лично я как режиссёр бываю разной – демократичной, иногда агрессивно настроенной. Всё зависит от ситуации.

 

 

– В каких случаях вы бываете агрессивной?

 

– Когда мне катастрофически не хватает времени. Самое смешное, что у режиссёров так всегда – в конце не хватает немножко времени, буквально 3-4 прогона. А в результате всего, оказывается, хватает.

 

– Но актёры – они как дети. У каждого свой характер и настроение. Как вам удаётся найти с ними общий язык?

 

– Да, актёры как дети, но это же и прекрасно! Вы представляете, какая прекрасная профессия актёра? Люди вырастают, выбирают профессию и потом всю жизнь в ней. А актёр пробует несколько жизней, профессий, характеров, личностей. Мы входим в судьбы разных людей – хороших, плохих. Но я считаю, что не бывает плохих и хороших людей, всё зависит от обстоятельств. Каждый актёр должен стать адвокатом своей роли.

 

Почему он так поступил? Ведь мы в жизни иногда совершаем не очень хорошие поступки, но всё равно себя оправдываем. Так же и актёры. Они должны прочувствовать свою роль, прожить её. Бывает, что они остаются в понравившейся роли.

 

– Как вы понимаете, что именно эту постановку или пьесу хотите поставить?

 

– У каждого режиссёра есть свой “портфель пьес”, он обычно в голове. Когда не было ноутбуков и компьютеров, мы распечатывали свои предпочтения и просто складывали в стопку. В наше время высоких технологий храним это на электронных носителях. Лично я держу всё в голове, иногда по старинке пользуясь блокнотом. Как у любого человека, у меня есть мечты. Например, у актёра есть мечта сыграть любимую роль, так и у режиссёра мечта поставить что-то определённое. Естественно, мы прислушиваемся к нашей администрации. Они смотрят на это с другой стороны – что нужно театру и публике. Они советуют. Не надо забывать, что есть актёры, которых мы должны обеспечивать работой, и надо сделать так, чтобы вся труппа была задействована.

 

– Какой жанр вам ближе?

 

– Один конкретный жанр назвать не могу. Я очень люблю, когда сперва все смеются-смеются, а потом плачут-плачут.

 

– Есть постановка мечты?

 

– В своё время я грезила поставить “Вишнёвый сад” Чехова, потом задумалась о его же “Чайке”. Всё зависит от настроения, погоды, труппы. Смотришь на актёра и думаешь: “Вот на тебя бы я этот спектакль поставила”. А в общем, я хочу поставить всё!

 

– У каждого режиссёра есть “любимчики”. А у вас?

 

– Раньше был такой актёр. К сожалению, он ушёл из театра – Евгений Романов. В данное время мне нравится работать абсолютно со всеми. Пришли молодые ребята – Эдуард Порягин в этом году оканчивает университет, Никита Павлов. Девочки – Айдана Исмайылова, Ульяна Гиндулина, Эвелина Пурикова и много других.

 

– А есть российские и зарубежные актёры, с кем хотелось бы поработать?

 

– Из российских – с Александром Петровым. Интересный, неоднозначный типаж.

 

– Какой школы придерживается сегодня режиссёр?

 

– Конкретно одной школы лично я не придерживаюсь. Конечно, работаю по Станиславскому, но также люблю и Михаила Чехова, Бориса Захаву. Режиссёр – настолько интересная профессия, когда можно взять чуть-чуть, но отовсюду. И полученный результат воплотить на сцене.

 

– Ожидаются ли в ближайшем будущем премьеры от вас?

 

– В планах поставить на1 июня, в Международный день защиты детей, сказку “Малыш и Карлсон”. Мечтаю инсценировать  пьесу Мольера “Тартюф”.

 

– Каким вы видите ваш театр завтра?

 

– Я надеюсь, что всё будет хорошо и, как раньше, билеты на спектакли будут перепродавать в подземном переходе в тридорога. Чтобы стояли очереди и были полные аншлаги. К этому всё постепенно идёт, и на душе становится тепло и радостно.

 

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *