Божественная трагикомедия

Кто штраф грядущий нам готовит

Кто бы подумал, какие страсти могут кипеть под золотыми куполами Свято-Воскресенского собора. Конфликт интересов. Человеческий фактор. Психологическая несовместимость.

Кто-то, уж не Толстой ли (“жизнь у меня делает религию, а не религия жизнь”), сказал, что веру нужно отличать от духовных сановников, на свой лад её проповедующих. И в нашей ситуации это наглядно просматривается.

Прежде чем публиковать ниже письмо-жалобу, мы дождались ответа на наш официальный запрос из Бишкекской епархии. Редакция просила епископа Савватия дать комментарий того, что в Московскую патриархию в конце прошлого года поступил ряд жалоб на него и на сложившуюся в епархии обстановку.

И ещё. Насколько важно разобраться в нынешней ситуации, говорит тот факт, что прежние епископы уходили со скандалом.

Напомним, в конце июня 2014 года Госкомиссия по делам религий уведомила епископа Феодосия (в миру Сергей Гажу), что у него истёк срок действия свидетельства об учётной регистрации иностранного гражданина, прибывшего в КР с целью религиозной деятельности (миссионера). В связи с этим иностранный гражданин Сергей Гажу не вправе осуществлять религиозную и другую деятельность в Кыргызстане. Об этом также был проинформирован Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

После чего Кыргызстан с официальным визитом посетил митрополит Илларион, иерарх Русской православной церкви (РПЦ), митрополит Волоколамский, викарий Святейшего патриарха Московского и Всея Руси. Священнослужитель приезжал в КР, для того чтобы урегулировать ситуацию, сложившуюся в Бишкекской и Кыргызстанской епархии.

Высокий духовный гость из Москвы по прибытии встретился со священниками и выслушал их мнения относительно сложившихся обстоятельств. Митрополит Илларион выразил сожаление, что в Бишкекской и Кыргызстанской епархии “так запущена ситуация”. Он тогда также высказал сожаление о том, что при назначении первого самостоятельного епископа в Кыргызстане была допущена кадровая ошибка. Не была учтена специфика страны.

ГОГ И МАГОГ

“Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Григорию Митрополиту Воскресенскому Управляющему Делами Московской Патриархии.

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Владыка Григорий, обращаются к вам сотрудники социального отдела Бишкекской и Кыргызстанской епархии. Просим вашего заступничества и помощи в тяжёлой для нас ситуации.

Нашему социальному отделу 11 лет, он является структурным подразделением епархии. Все эти годы мы оказываем помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также социально уязвимым группам населения Кыргызстана, независимо от национальности и вероисповедания. Мы делами милосердия проповедуем о Господе нашем Иисусе Христе.

Страна наша небольшая, все знают друг друга “через вторые руки”. За время существования отдела нам удалось наладить добрые отношения с государственными органами, органами МСУ, благотворительными организациями и жертвователями. Видя работу отдела, зная, что вся жертвуемая помощь доходит до адресата, нигде не оседая, регулярными нашими помощниками и благодетелями стали многие люди разных национальностей и конфессиональных принадлежностей. В том числе много мусульман, которые не только жертвуют материальные блага, но и стали нашими добровольцами, участвуют во многих социальных проектах отдела.

К сожалению, с приходом на Бишкекскую кафедру епископа Савватия мы столкнулись с рядом проблем, которые не смогли понести. Справедливости ради, надо сказать, что мы были рады его приезду в нашу епархию и полтора года искренне со смирением исполняли все его распоряжения, стараясь не обращать внимание на те странности в управлении, которые начали происходить в нашей епархии и отделе.

Епископ Савватий стал брать вещи со склада, в котором хранится то, что жертвуют организации и физические лица. Часть вещей отделу жертвует ОсОО “Умай Групп” для поддержки многодетных семей и погорельцев, они целевые. Так, со склада были вынесены спальные принадлежности (одеяла, подушки, пледы), посуда для приготовления пищи и вещи, приготовленные для отправки в приходы епархии. На слова сестры милосердия о том, что это вещи, пожертвованные для нуждающихся, и они целевые – под отчёт, Владыка ответил, что у нас всё общее, и он здесь руководитель, поэтому может распоряжаться этими вещами по своему усмотрению. Так случилось несколько раз, мы не смогли представить отчёт жертвователям.

Теперь вынуждены ценные вещи, простите, прятать в социальном отделе, чтобы они дошли до наших подопечных, поскольку отдел не может рисковать ни репутацией Церкви, ни своей доброй репутацией.

Заработную плату нескольким сотрудникам отдела Владыка благословил изыскивать самостоятельно, что мы и делаем. Проводим благотворительные ярмарки, пишем грантовые проекты, обращаемся за помощью в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Низкий им поклон за постоянную помощь и поддержку социальных проектов отдела. К концу 2023 года очередной грантовый проект заканчивается, и пять сотрудников отдела останутся без заработной платы. Этого допустить нельзя. Наш отдел работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Поскольку в паллиативной палате отдела лежат неходячие больные, требующие ежедневного ухода. Также ежедневно мы кормим до 120 человек в благотворительной трапезной, на выездных кормлениях автобуса милосердия в городе, а также развозим еду по домам маломобильным одиноким людям. В отделе есть приют для кризисных беременных и мам с детьми и другие проекты, которые невозможно “поставить на паузу”. Всё это не позволяет отделу терять сотрудников, оставляя их без оплаты труда, ведь пострадают люди. В отделе работают профессиональные журналисты, юрист, археолог, инженер.

Старый автобус милосердия, на котором мы работали с 2013 года, сломался, и с большим трудом был приобретён новый в 2019 году. Он оформлен, как положено, на нашу епархию. Без него мы как без рук. Развоз горячих обедов, доставка в больницу лежачих больных, уличная медицина, закуп продуктов питания и многое другое. Половину стоимости автобуса мы насобирали всем миром, а другую половину стоимости нам помог оплатить Синодальный отдел по благотворительности. Низкий поклон руководителю и всем труженикам отдела. Уже несколько раз Владыка через водителя Артемия Пахомова пытался забрать автобус в пользование епархии, но водитель отказался это делать, объяснив, что автобус нужен людям. Но если это всё же произойдёт, у нас “встанут” многие проекты, которые работают с 2013 года. А за ними стоят живые люди, которым часто помочь больше некому.

Под условием сдачи экзамена заставляет нас учить концепцию “Кыргыз Жараны”, которая призывает создать новую единую идентичность всех живущих в Кыргызстане. Указывать этот документ в преамбуле всех исходящих из отделов документов как основу нашей деятельности.

Но разве в основе нашей деятельности не лежат заповеди Бога о любви к ближнему? Разве нам недостаточно общецерковных документов, регламентирующих деятельность епархии, уставов и положений об отделе? К какой новой идентичности призывает нас епархиальный архиерей?

Наша идентичность определена нами с тех пор, как мы начали себя осознавать. Мы русские, мы православные христиане, мы хотим жить с Богом и наследовать по Его милости Царствие Небесное. Мы также искренне не понимаем, с какой целью архиерей тратит епархиальные средства на установку национальных юрт на территории Свято-Воскресенского кафедрального собора? Эта ситуация уже стала мемом в соцсетях. После коллективного недовольства одну из юрт он убрал, вторая так и стоит возле архиерейского дома на территории епархии (письмо написано в декабре прошлого года).

Владыка Савватий проводит долгие совещания по 3-4 часа, на которых никому не даёт выразить своё мнение. Постоянно говорит о том, что нужно крестить кыргызов, что мы должны понимать свою ответственность перед этим народом, что их нужно любить. Он постоянно нас разделяет на русских и кыргызов. А мы здесь живём в давно сложившихся добрососедских отношениях – дружим, вместе трудимся и относимся с большим уважением к вере друг друга. Мы стараемся искать общее, а не то, что нас разделяет. Более того, большая часть наших подопечных – это местные кыргызы.

На одном из совещаний руководитель информационного отдела Анна Викторовна Грекова сказала о том, как важно сохранять в Азии оставшийся русский мир, поскольку идёт постоянный отток русских из страны. На это Владыка ответил с большой несдержанностью, что мы все должны заботиться о кыргызской культуре и идентичности. Что мы лицемеры и коварно, под видом помощи Кыргызстану, помогаем России. Что Россия ничем не лучше Америки со своими колониальными замашками. Что Россия приходит на Восток, чтобы лишить его суверенитета, набить карманы. Что Россия помогает так, что ей ещё остаются должны.

Все сотрудники после этих слов обомлели. Половина сотрудников – граждане России, а половина – кыргызстанцы. Эти непозволительные высказывая были плевком в лицо всем нам.

Более того, Владыка на совещании позволяет себе кричать на сотрудников, оскорбляет, унижает. Так, на очередном совещании Владыка при духовенстве и сотрудниках сделал такое замечание секретарю епархии иерею Александру Пелину: “Отец, где твоя борода? Три волосины. Хоть на рассаду у отцов возьми”. Секретарь, отец пятерых детей, уважаемый среди духовенства и прихожан, духовник социального отдела, скромный интеллигентный человек, покраснел густо, не зная, куда себя деть. Мы испытали испанский стыд. Разве это достойное поведение архипастыря?

Мы много лет являемся прихожанами кафедрального Свято-Воскресенского собора. Архиерейское Богослужение для нас всегда было праздником, торжеством. Вся красота и торжественность Богослужения была в архиерейской службе. А теперь мы стараемся ходить на ранние Богослужения, на которых архиерея нет. Простите. Тяжело и больно смотреть, как он во время службы толкает и кричит на священнослужителей, прихожан. Не там стоят, не так молятся. А потом и вовсе выгнал духовенство из алтаря. Сам пел, сам подавал возгласы, сам читал Евангелие и ектении. Молиться на таких службах не получается. После минувшей Пасхальной службы, на которой он устроил просто безобразную ругань со священниками, половина наших прихожан перекочевали в собор Святого равноапостольного князя Владимира. Так и сказали: “Мы не можем простить ему украденную Пасху”. Запретил священникам петь и пел сам. Запретил кричать с амвона “Христос Воскресе!” Слава Богу, что люди не ушли из Церкви. Хотя мы не про всех знаем.

Ваше Высокопреосвященство, мы впервые за много лет столкнулись с таким недобрым отношением со стороны архипастыря. Помогите нам. Руки опускаются – работать в таких условиях дальше просто не представляется возможным”.

ДА МИНУЕТ МЕНЯ ЧАША СИЯ

А вот ответ епархии на наш запрос. Опустим достижения за два года руководства епископа Савватия. Они к нашему запросу не имеют отношения. Приведём саму суть:

“Большие дела делаются большими требованиями. Подавляющее большинство с пониманием восприняло увеличившуюся нагрузку. Однако несколько влиятельных сотрудников, количество которых можно пересчитать по пальцам одной руки, не смогли понести тяготы и возроптали. Это, к сожалению, переросло в неприкрытое противостояние. Они длительное время организованно собирали компромат и сторонников. Впрочем, за полгода недовольные склонили на свою сторону только около 30 человек. Инициаторы написали несколько жалоб, в том числе националистического толка, обвиняя архиерея в особой любви к кыргызам, кыргызской культуре и концепции Кыргыз Жараны, как-будто в этом есть что-то предосудительное. Но расчёт на межнациональные противоречия не нашёл никакой поддержки у братолюбивой православной паствы.

При внимательном прочтении писем видно, что большинству изложенных мнимых фактов подписавшие даже теоретически не могли быть свидетелями, поскольку описываемые события происходили не при них, а в частном общении или в алтаре. Горстка обособившихся лиц епархии, недовольных повышением требований и увеличением нагрузки, искала поводы для недовольства, которые всегда можно найти. Было написано несколько писем с жалобами на епископа Савватия, и их дали на подпись зависимым от них простым людям. Один служитель церкви вообще не видел текста жалобы, находясь за сотни километров, но под давлением дал согласие на то, чтобы вместо него поставили его подпись, фактически был совершён подлог.

Написали, что прихожан стало меньше на 50%, что прихожане буквально разбегаются из собора. Но в Свято-Воскресенском соборе ведётся богослужебный журнал. Подсчёты показывают обратное. За год после прихода нового епископа количество причащающихся прихожан на богослужениях, хотя и ненамного, но увеличилось по сравнению с тем, которое было в течение года до его назначения.

Прихожане Воскресенского собора, узнав, что из Москвы приезжает комиссия, по собственной инициативе собрали 550 подписей в защиту епископа Савватия, а по всей епархии за два дня было собрано около двух тысяч подписей.

По результатам своей работы комиссия дала рекомендации по урегулированию ситуации. Важно отметить, что именно этого и хотели простые обращавшиеся. Ни один из них ни письменно в жалобах, ни устно в беседе с членами комиссии не выражал желания удалить епископа или наказать. Подписавшиеся простые люди не уполномочивали направлять их письмо в сторонние организации, они обращались к своему Патриарху как к милостивому отцу.

Однако жалоба была опубликована в одном из антироссийских Те1еgram-каналов, с указанием их личных данных и номеров телефонов, что вызвало единодушное возмущение. Руководство Церкви со вниманием, адекватно отреагировало на обращение граждан. Это внутреннее дело Церкви, а для разрешения внутрицерковных проблем и существуют соборные органы Церкви, которые руководствуются канонами и интересами Церкви.

Несмотря на то, что всё указанное в письме было исполнено, дело возмущения благодаря одному из инициаторов продолжается. Факт передачи его во внецерковные инстанции говорит о том, что человек, делающий это, противопоставил свои интересы интересам 500 человек прихода, выступивших в защиту епископа, а также интересам 30 человек, обратившихся к своему Патриарху. Этот инициатор имеет право как отдельный гражданин обращаться к кому угодно, но не имеет права выступать от имени прихода или тех, чья письменная просьба уже была удовлетворена.

Жаловаться не грех и даже может быть добрым делом, если нет злого умысла, клеветы и вреда простым людям. Но ведь якобы для того, чтобы предотвратить “проблемы…, которые могут негативно отразиться на репутации Русской Православной Церкви в Кыргызстане”, человек, рассылая письма во всевозможные адреса (в том числе и в откровенно враждебные Церкви), своими действиями подрывает репутацию Русской Православной Церкви в Кыргызстане! Это вызывает сожаление и неизбежные вопросы: а насколько вообще этот человек верующий и церковный? Чьей пользы он ищет? Кто за ним стоит? Какими мотивами руководствуется?

Всемилостивый Господь да простит всех нас за человеческие немощи и да благословит неотмирным миром на многая и благая лета!

Секретарь епархии протоиерей Игорь Дронов”.

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

Довелось услышать интервью Савватия (в миру Сергей Николаевич Загребельный, бывший офицер СА) местному телевидению. Вопрос встал: а как он пришёл к Богу? “…В какое-то время у меня возникло чувство негодования. Я стал воспринимать своего командира болезненно, он как враг становился. Мне говорили: произноси мысленно “дурак, дурак”. Не помогало. Однако в Писании сказано: “Возлюби врага своего”. Он ругает, а я его люблю. Месяц, другой… Я перестал воспринимать, как он мне говорит, а что говорит. Два месяца изменили мне весь мир – отношение к нему. Исчезли все враги. Когда я почувствовал, что это работает, понял, вот главное… Я перестал искать карьеру, а меня двигали: в звании старшего лейтенанта получил майорскую должность.

Вера – не от доказательств. Хороших начальников может каждый любить. Хороших начальников, хороших мужей, хороших людей могут и язычники любить, и неверующие, и атеисты (своё дитя и зверь любит). А ты попробуй полюбить того, кого не хочется
любить, то это уже будет восхождение в гору, это труд, это совершенство, это цель, это высота, которую может достичь человек духовного подъёма. И вот это самый короткий путь к вере”.

И теперь думается: а ведь эту концепцию, озвученную сразу по пришествии на престол Бишкекской епархии, то есть два года назад, Савватий вкладывает в головы и прихожан, и подчинённых изо дня в день. Люби меня, какой я есть. Это, похоже, чреватая тенденция, если её переложить на практику. Ведь отсюда и конфликты, и письма-жалобы, коих в редакции
добрый десяток. Из множества высказываний приведём такое: “Наш пастырь занят чем-то “великим”. Он хочет привлечь в церковь кыргызов, хочет проводить литургию на кыргызском языке (это весьма опасно на самом деле, потому что никакого общественного запроса на это нет). Но чем Савватий их привлекает? Коран – продолжение Евангелия. Это какой-то новый прозелитизм. Кыргызы могут задать вопрос: зачем мусульман привлекают в Русскую православную церковь?

В своих проповедях епископ бесконечно повторяет одни и те же фразы о Небесных горах, о каких-то цивилизациях, о том, как он был военным, офицером, как его там не поняли, и он пошёл служить Богу, что мама у него чувашка, а папа украинец, что у него тюркские корни. Может быть, поэтому нашему епископу очень хочется “отюречить” маленькую русскую диаспору, навязывая буквально поклонение местным обычаям. Доходит до гротеска. Для кыргызов юрта – священное место, а наш пастырь настаивал проводить в ней выездные богослужения. Когда ему прямо это запретили, он отступил. Но будет добиваться подобного, потому что считает, что в этом нет ничего кощунственного для кыргызов, “просто они этого не понимают, и им надо будет к этому привыкать”.

…Но вернёмся к тому, с чего начали – социальному отделу при церкви и покинувшим его четырём сёстрам милосердия. Довелось бывать там и до Савватия, и во время его правления епархией, когда с нами делились о, мягко сказать, оригинальном взгляде епископа на вещи. Так вот, то, чем занимался отдел одиннадцать лет, то, что успел наработать, какие приобрести связи и каких благодетелей для поддержки множества сирых и голодных, не идёт ни в какое сравнение со всеми этими “святыми” словами, отсебятиной и “новоязом” епископа Савватия.

Мы не знаем, что решит Московская патриархия. Но, сдаётся, у нас, в Бишкеке, надо что-то делать. Из Нагорной Проповеди: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…”.

Геннадий КУЗЬМИН Любовь БОРИСЕНКО.

Р.S. Для проведения объективного журналистского расследования издание правительства Кыргызской Республики “Слово Кыргызстана” 30 июля 2024 года направило в канцелярию Патриархата (contact@sinfo-mp.ru) запрос на имя Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Воскресенского Григория с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию в Бишкекской и Кыргызстанской епархии и проинформировать, какое решение было принято по письмам прихожан, которые были направлены в их адрес.

Ответа в адрес нашего издания не поступало. Между тем, в соответствии со статьёй 18 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” запрос информации о деятельности органа, направленный в государственный орган или орган местного самоуправления гражданином или организацией, должен рассматриваться в течение 30 дней с момента регистрации. При этом срок подготовки ответа может быть продлён, но не более чем на 15 дней. Хотя если в РФ церковь отделена от государства, то вполне возможно, что Федеральный закон на РПЦ не распространяется.

https://delo-press.ru/faq/documents/58437-nasha-organizatsiya-napravila-pismo-s-prosboy-v-storonnyuyu-organizatsiyu-v-techenie-skolkikh-dney-d/

В то же время, как стало известно, в Бишкекскую и Кыргызстанскую епархию РПЦ пришло письмо, в котором содержится рекомендация решить вопрос со СМИ.

Более того, узнать о судьбе документа также не представилось возможным. На контактный телефон пресс-службы Патриарха, указанный на сайте

http://www.patriarchia.ru/txt/contacts.html, дозвониться не получилось, как и связаться с исполняющим обязанности руководителя, уважаемым Владимиром Легойдой.

Мы очень надеемся получить ответ на наш запрос и будем рады дальнейшему сотрудничеству.

Фото из интернета.