Яхта в законе

В Кыргызстане будет принят закон о “Внутреннем водном транспорте” (ВВТ), И хотя в республике не так много водоёмов, где такие средства передвижения есть, оказалось, что нормативный акт необходим даже для них. К тому же, флот Кыргызстана, хоть это и звучит немного непривычно, мало того, что считается самым высокогорным в мире, но имеет богатую историю.

Автор законопроекта – Министерство транспорта и коммуникаций. Документу предстоит пройти обсуждение сразу в трёх профильных комитетах Жогорку Кенеша – по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству. По бюджету, экономической и фискальной и политике; а также по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию.

Озеро Иссык-Куль – основной водоём, где суда используются наиболее часто. Здесь же базируются остатки того самого высокогорного флота, который некогда составлял гордость республики. Всё чаще стали появляться в акватории яхты, прогулочные теплоходы, моторные лодки. Инцидентов с ними всё больше, а вот закона, который бы регулировал работу водного транспорта с учётом современных требований, в республике не было.

Предложенный документ, в случае его принятия, как раз уберёт эти проблемы.

Из основных моментов внимания заслуживают несколько. Во-первых, устанавливается провозная плата – тарифы на перевозки грузов, пассажиров, на буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги водного транспорта. Правила применения таких тарифов определяются законодательством республики по части антимонопольного регулирования. Оплата за перевозку грузов, пассажиров устанавливается перевозчиками, а стоимость буксировки судов и иных плавучих объектов – судовладельцами.

Во-вторых, работа водного транспорта подлежит лицензированию.

В-третьих, определена компетенция уполномоченного органа, в обязанности которого входит разработка программ развития и использования ВВТ. Он же проводит экономическую, научно-техническую и социальную политику, организует курсы по подготовке и переподготовке судоводителей, выполняет ряд других функций.
Отдельной статьёй в законе оговорено содержание водных путей. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, осуществляется владельцами портов, пристаней и пунктов отстоя.

Путевые работы, устройство и содержание навигационного оборудования на подходах и у причалов портов, пристаней и в пунктах отстоя осуществляются за счёт средств лиц, в собственности или пользовании которых причалы находятся.

Вопросы по выделению земельного участка для строительства портов, пристаней и других объектов водного транспорта регулируются в соответствии с земельным законодательством страны.

Возведение и использование сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляются по согласованию с государственными уполномоченными органами в сфере транспорта и охраны окружающей среды.

Главное, на что следует обратить внимание: владельцы сооружений на водных путях обязаны за свой счёт устанавливать навигационные огни, знаки и другое оборудование в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области технического регулирования по согласованию с государственным уполномоченным органом.

Любовь БОРИСЕНКО.