Проверка пробкой, или Как мэрия сама себя перехитрила. Кабмин тоже

Третьего дня на заседании Жогорку Кенеша депутаты Дастан Бекешев, Марлен Маматалиев и спикер Нурлан Шакиев выступили за отмену решения Кабинета министров о новом графике учёбы в школах и вузах.

– Кабмин утвердил, что занятия в вузах начинаются с 10.00, чтобы в часы пик не было заторов на дорогах. Но в вузах ведь есть и вторая смена. У них учёба из-за этого заканчивается в 8-9 часов вечера. Но в такое время уже никто не хочет учиться и преподавать тоже, – сказал Дастан Бекешев.

Спикер Нурланбек Шакиев отметил:
– Чтобы детей в школу отвезти к 7.00, их надо поднимать минимум в 6.00. В итоге, многие семьи в Бишкеке стали просыпаться рано, а ложиться поздно.

Марлен Маматалиев:
– Раньше родители по дороге на работу могли довезти детей в школы, а теперь приходится выезжать раньше. Это создаёт дополнительные проблемы и всё равно не решает вопрос заторов.

…Постановление Кабмина приняли по предложению столичной мэрии и Бишкекского кенеша для решения проблемы транспортных заторов. Некоторые школы будут начинать уроки с 7.30, а вузы с 10.00 (исключение – образовательные организации среднего и высшего профобразования, входящие в систему военных и правоохранительных органов).

НОЧЬЮ ВСЕ КОШКИ СЕРЫ

И тут началось. Вернее, начали вузы:
“Мы, студенты вузов и колледжей города Бишкека, выражаем протест против нового графика учёбы, установленного Кабмином. Согласно новому расписанию занятия в профессиональных лицеях, колледжах и вузах начинаются не ранее 10:00. Мэрия утверждает, что это необходимо для борьбы с заторами и пробками, однако данная мера создаёт множество неудобств для студентов.

Многие из нас используют общественный транспорт, и студенты не – причина пробок, а новое расписание лишь усугубляет ситуацию с пробками.

Студенты второй смены теперь заканчивают занятия в 20:00-21:00, что затрудняет возможность совмещения учёбы и работы. Многие из нас зарабатывают на жизнь и оплачивают обучение, но новый график делает это практически невозможным.

Мы требуем пересмотреть новый учебный график, чтобы учесть интересы студентов и обеспечить более удобные условия для обучения и работы. Подписывайтесь на нашу петицию, чтобы выразить поддержку!”.

Затем выступило ведомство:
“Эта инициатива принята по решению мэрии столицы. Однако во время обсуждения инициативы Минобразования направляло отрицательное заключение. На сегодняшний день со стороны учебных заведений поступает много просьб изменить решение Кабмина. На основании этих обращений Минобразования готовит письмо в мэрию и Кабмин”.

КТО РАНО ВСТАЁТ, ТОМУ СПАТЬ НЕ ДАЮТ

По сообщениям информагентств, ещё 28 мая этого года столичная мэрия предложила изменить время начала учёбы в школах на более раннее.

По данным Национального статистического комитета, на 1 апреля в столице зарегистрировано 1 млн 169,7 тыс. человек (прирост населения по сравнению с 1 января составил 4,2 процента).
Кроме того, в рамках административно-территориальной реформы, население города увеличилось как минимум на 105 тысяч человек.

В Бишкеке функционируют 198 общеобразовательных организаций (103 муниципальных и 98 частных) с охватом 258 тыс. 129 учащихся (198 тыс. 129 – в муниципальных и 60 тыс. – в частных).

Ежегодно количество детей растёт за счёт большого потока внутренней миграции, и за последние два года число посещающих муниципальные общеобразовательные организации столицы увеличилось на 20 тыс. 734 ребёнка.

В настоящее время в 103 муниципальных школах обучаются 198 тыс. 129 детей при проектной мощности 89 тыс. 893 ученических места в одну смену.

При этом почти половина учится вне микроучастка, 7 тыс. 842 ребёнка приезжают учиться из районов Чуйской области.

В 14 муниципальных школах обучение осуществляется в три смены, ещё в 14 начинается с 7.30, соответственно, последний урок заканчивается в 19.15.

Причина – переполненность школ, когда число желающих обучаться в конкретном учебном заведении существенно превышает его проектную мощность и влияет на безопасность жизни и здоровье детей, особенно в зимнее время.

В городе 129 организаций профессионального образования (36 высших, 77 средних профессиональных учебных заведений и 16 профессиональных лицеев), в которых учатся 167727 студентов.

Кроме того, в муниципалитете подчеркнули, что в столице за последнее время зафиксирован значительный рост количества автомобилей, и на сегодня остро стоит вопрос транспортного затора, который возникает чаще всего из-за неправильно припаркованных автомобилей по утрам с 7.30 до 8.30, в обед – с 12.00 до 14.00 и вечером – с 17.30 до 19.30.

Зачастую в это время начинаются и заканчиваются учебные занятия в образовательных организациях. Поэтому в мэрии предлагают установить возможность начала времени учебных занятий в школах раньше 8.00.

А для организаций начального, среднего и высшего профессионального образования – не ранее 10.00.

Глава правительства Акылбек Жапаров подписал постановление, согласно которому занятия в школах Бишкека могут начаться раньше 08:00. Для оптимизации учебного процесса в образовательных организациях Бишкека Кабмин постановил:

“Учебные занятия в государственных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Бишкека, начинаются не ранее 10 часов, за исключением образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, входящих в систему военных и правоохранительных органов Кыргызской Республики. Учебные занятия в школах Бишкека могут начинаться ранее 08:00.

ПОСЛЕДНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

По улице Советской свернул на Горького на восток троллейбус № 8. Горожане ахнули: это же раритет по сегодняшним временам.

…Всё лето бишкекчане вынужденно проводили много времени в пробках из-за ремонта дорог. С началом учебного года эти проблемы никуда не исчезли, а даже стали ещё более дискомфортными из-за переполненных салонов автобусов. На этом фоне столичный Горкенеш узаконил передачу Ошу 100 троллейбусов со всей инфраструктурой.

Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев считает, что город достаточно обеспечен общественным транспортом. На сессии БГК, где депутаты одобрили передачу троллейбусов, он напомнил, что при поддержке главы государства куплена 1 тыс. автобусов, а троллейбусы мэрия не продаёт, а передаёт в регионы, чтобы все они одинаково развивались. Кроме того, работа проводится в рамках политики создания “Открытого неба”:

“Автобусы позволяют формировать новые маршруты. Территория столицы увеличилась в три раза. Вот здесь сидят депутаты, каждый сейчас готов озвучить проблему, что не доезжают автобусы. Мы оставим троллейбусы, а они туда доедут? Мы должны закупать ещё больше автобусов, электробусов, чтобы они доезжали до новых территорий. Мы эту работу продолжим и просим поддержать в данном вопросе”.

По данным СМИ, градоначальник не озвучил, сколько потребуется средств на приобретение новой техники. Это сделал за него депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев, предложивший на заседании парламента заложить в республиканский бюджет следующего года
1 млрд сомов на покупку автобусов. Кстати, такую же сумму потратили в прошлый раз на
1 тыс. единиц.

Айбек Джунушалиев, его замы и другие сотрудники мэрии неоднократно говорили, что троллейбусы на улицах города заменят электробусы. Но в лучшем случае это произойдёт только в 2025-м, когда прибудет 120 единиц, закупленных за счёт АБР.

***

А 6 сентября в Бишкеке прошёл второй транспортный курултай. Его провели активисты из городской инициативы “Бишкек смог”. Они призвали жителей столицы обращаться с письмами в Жогорку Кенеш, мэрию и БГК, чтобы сохранить этот общественный транспорт.

На втором транспортном курултае участники подписали резолюцию из четырёх требований:
– прекратить передачу 100 троллейбусов в связи с острым дефицитом общественного транспорта в городе;

– остановить ликвидацию троллейбусной сети;
– отменить постановление Бишкекского городского кенеша от 29 августа 2024 года № 152 “О даче согласия на безвозмездное отчуждение пассажирских троллейбусов в государственную собственность Кыргызской Республики” ввиду отсутствия письменного согласия Европейского банка реконструкции и развития и других нарушений процедур принятия документа;

– создать и реализовать планы по развитию общественного транспорта в Бишкеке, включая обновление троллейбусной системы, закупку сочленённых машин, внедрение выделенных полос и реформирование маршрутной сети и расписаний.

Кроме того, что с началом учебного года в столице начались многочасовые пробки, автобусы переполнены (как раньше было с маршрутками), пассажиры вынуждены пропускать по два-три автобуса, чтобы просто поместиться в салоне. Сентябрь отмечен систематическими опозданиями на работу и учёбу, утренних стрессов и плохого настроения, а это напрямую влияет на трудоспособность, эффективность в делах и в целом на экономическое развитие государства.

“И в такой ситуации острой нехватки общественного транспорта мэрия города забирает у бишкекчан 100 троллейбусов вместе с проводами, столбами и подстанциями, что означает полный разгром самого экологически чистого транспорта. На замену троллейбусам сейчас выходят 50-60 автобусов, которые могли бы обслуживать другие маршруты, где у жителей нет доступа к общественному транспорту или приходится делать пересадки. Электробусы в будущем могут позволить охватить другие районы Бишкека, но транспорт нужен сейчас.

Представители Азиатского банка развития, которые дают кредит на электробусы, на встрече с жителями показали документы, где только 25 старых троллейбусов подлежат замене, и сказали, что троллейбусы должны работать вместе с электробусами”, – подчеркнули участники курултая.

Они указали, что в настоящее время в Оше есть две линии, которые полностью обеспечены новыми троллейбусами за счёт кредита 2018-го. В 2022 году там взяли ещё один кредит на новые троллейбусы.

“Даже если будет построена новая третья линия длиной 6,3 километра, то для её обслуживания едва ли потребуются 180 километров контактной сети и 100 троллейбусов, которые забирают из Бишкека. Адекватных оснований для передачи столичного имущества нет, только убытки для города и ущерб здоровью горожан. На строительство новых троллейбусных линий в 210 километров потребуется $111 млн, это не считая 19 подстанций и самих депо. Изначально троллейбусы закупались по $170 тыс. каждый. Из них 50 купили только семь-восемь лет назад. Они даже половины срока эксплуатации не прошли.

Более того, перевозка транспортной системы в южную столицу обойдётся в дополнительные $400 тыс.”, – сказали активисты.

Они считают, что передача троллейбусов прошла с нарушениями, так как решение противоречит закону о кредитном соглашении о покупке троллейбусов № 1191-VI (от 21 декабря 2016-го) и принималось без учёта позиции жителей, которые выступали против во время общественных обсуждений.

Замена бишкекских троллейбусов на автобусы на газе может пагубно повлиять на экологию. Об этом заявил активист, житель Бишкека Дмитрий Орлов.

Он уверен, что при реализации инициативы столичного мэра в первую очередь пострадает городская экология:

– Замена троллейбусов на автобусы на газе не хороший вариант борьбы со смогом в Бишкеке. Дело в том, что транспорт, работающий на газе, тоже выдаёт вредные выбросы в атмосферу. На сегодня троллейбусы – это единственный и самый экологичный вид транспорта в Бишкеке. У нас нет ни метро, ни трамваев. Кроме того, замена троллейбусов на электробусы также нецелесообразна, поскольку этот вид транспорта ездит на батареях, которые через определённое время нужно заряжать на конечных станциях, тогда как троллейбусы не нуждаются в подзарядке и не тратят на это время.

Активисты требуют от мэрии Бишкека прекратить демонтаж троллейбусных линий и оставить троллейбусы в столице, поскольку бишкекчане все ещё оплачивают кредит, взятый на приобретение новых троллейбусов. Об этом заявила основательница инициативы “Бишкек СМОГ” Бермет Борубаева:

– Этого категорически нельзя допустить! Троллейбусы – это общественный транспорт, которым пользуются пенсионеры, люди с инвалидностью и студенты.

Власти города Ош и так берут кредит на троллейбусы, а Бишкек всё ещё оплачивает заём, взятый на покупку новых троллейбусов. Получается, если их отдадут южной столице, то бишкекчане всё равно будут платить за то, чего у нас уже нет.

Тем временем (6 сентября) первая партия троллейбусов из Бишкека прибыла в Ош. Об этом сообщила пресс-служба мэрии областного центра. С первыми прибывшими шестью троллейбусами ознакомился мэр города Бакытбек Жетигенов.

“На следующей неделе ожидается поставка ещё десяти троллейбусов. Всего поступит 100 единиц. Их планируется запустить на новую, третью линию в микрорайоны западной части Оша”, – сказали в муниципалитете.

ГДЕ Ж ЗАРУБЕЖ?

Кстати, почти совсем не видно, по крайней мере, в районе Медакадемии, студентов из Индии и Пакистана. Хотя в прошлом учебном году их насчитывалось на медфакультетах 29 тыс.

Неужели так и не вернулись те из них и их товарищи, что получили психологический стресс после майского нападения на хостелы? И статистики по ним тоже нет, но зато появились статьи в Уголовном кодексе.

Администрация Президента опубликовала для общественного обсуждения поправки в Уголовный кодекс, касающиеся изменения статьи “Причинение тяжкого вреда здоровью”.

Инициаторы предлагают внести изменения в статьи “Причинение тяжкого вреда здоровью”, “Причинение менее тяжкого вреда здоровью”, “Похищение человека”, “Кража”, “Грабёж”, добавив в них слова “в отношении иностранного гражданина”.

Кроме этого, статью 207 “Разбой” предлагают дополнить нормой, согласно которой разбой в отношении иностранного гражданина в составе организованной группы или преступного сообщества наказываются лишением свободы на срок от 11 до 15 лет с конфискацией имущества.

Конституция гарантирует и регламентирует права на безопасную среду, защиту личности от преступного посягательства.

Кроме того, статья 17 Закона “О правовом положении иностранных граждан в КР” также гарантирует иностранным гражданам неприкосновенность личности, жилища и другие личные права в соответствии с законодательством.

Авторы поправок уверены, что они окажут положительный эффект на обеспечение благоприятной и безопасной инвестиционной среды, в том числе для студентов, обучающихся на территории страны и вкладывающих финансовые средства в образовательный сектор.

***

Вот так. Да что же это творится?! Иностранных студентов нет. Троллейбусов тоже нет. Но есть пробки, транспортный коллапс и невыспавшиеся школьники.

Геннадий КУЗЬМИН.